Константин один из выпускников РЦ миссии “Возвращение” начавший путь реабилитации в кризисном отделении РЦ “Рождественский”. Когда то он сам искал свободы от оков наркомани.
В его свидетельстве ярко выражена проблема –компьютерной зависимости нынешнего поколения. Именно на этом мы хотели бы поставить акцент сегодняшней статьи-свидетельства опубликованного ранее в христианском журнале "Благодать".
История про игру длиною… в жизнь
Не надо думать, что в реабилитационный центр попадают лишь законченные алкоголики да наркоманы. Например, для меня толчком к падению стало увлечение компьютерными играми.
Я рос в достаточно обеспеченной семье и большую часть времени был предоставлен сам себе. Потому и строил свою жизнь, как считал правильным: увлекся тем, что для меня представляло наибольший интерес – компьютерными играми. Как впоследствии оказалось, безобидное увлечение довольно быстро переросло в зависимость, которая, в свою очередь, открыла дверь для еще более серьезной проблемы – наркотиков.
Играть в компьютерные игры я начал лет в 12-13, когда еще Интернета как такового не было. Тогда в столице открылось всего несколько компьютерных клубов, и история кибер-спорта в нашей стране только начиналась. Я начал увлекаться этими играми всерьез: помню, как мама частенько звонила в клуб (компьютер в нашем доме появился намного позже), чтобы выяснить: там ли я?
Она беспокоилась: «Все ли у тебя, сынок нормально?», и, услышав в ответ, «Все хорошо, не волнуйся!» даже подумать не могла, насколько серьезно это увлечение повлияет на мою дальнейшую жизнь.
Официально по ночам подростки в клубах играть не могли, но запрет было не сложно обойти: мы часто собирались там для игры в Quake 1, чтобы выяснить, кто из нас самый лучший. Свое мастерство мы оттачивали за компьютерами сутками. Жанр игры Quake – это экшн: ты постоянно движешься, стреляешь и пытаешься убить всех твоих противников. Лучший выявлялся в схватках один на один или в командной игре (4 на 4). Играли также в Counter-Strike и стратегии: например, StarCraft и War Craft. Вообще жанров в играх очень много. Я, по большей части, играл в такие: квесты, РПГ, стратегии, экшн, пошаговые стратегии, спорт. Просиживая за компьютером сутками, я жил одними тренировками. Играя в разных клубах, приобретал опыт, который мне впоследствии так и не пригодился. Тогда же я стал рабом игры. Питал себя иллюзиями: добиться таких результатов, чтобы меня могли заметить. Я имел в виду как своих сверстников или товарищей по игре (которые будут восхищаться моим мастерством), так и разных спонсоров, например, фирмы, торгующие компьютерами или периферией (мышками, клавиатурами и т.п.). Они на начальном уровне обычно раз в день предлагают банку пепси и хотдог, а также бесплатный Интернет. Более продвинутым геймерам могут оплачивать поездки на различные чемпионаты и.т.д. Стремление к самовыражению и гордость стояли на первом месте: потому я всецело отдавал себя игре, просиживая у компьютера сутками (начиная с пятницы и заканчивая вечером воскресенья). А будние дни каждый день бегал в клуб.
Достигая заметных результатов в игре, я ощущал неимоверную радость, которая – если затем долго не видел перед собой светящегося монитора – быстро сменялась озлобленностью, криком, нервными срывами…
Мне было тяжело связать игру виртуальную (ее на первый взгляд совершенную безобидность) с появлением разного рода проблем. Начались ссоры – как в семье, так и в школе (с друзьями, одноклассниками, учителями). Реальная жизнь постепенно перетекала в виртуальную: живому общению и дружбе с реальными людьми я предпочел просиживанию в социальных сетях. Это ускорило деградацию личности. Ведь и способы знакомства, и общение, и, наконец, прощание в такого рода общении до тошноты однотипны. Все это приземляет и отупляет. Ты заходишь в сеть вроде бы по делу (на какие-нибудь 10-15 минут), но у тебя куча контактов, новостей, словом, куча всего, что крадет у тебя все свободное время. Я практически не выходил из дома, стараясь поглотить как можно больше информации, всерьез поверив в известный слоган: «Кто обладает информацией, тот обладает миром!». Но на деле приобрел лишь остеохондроз и сколиоз позвоночника 3-й степени.
Итак, мое увлечение компьютерными играми незаметно перешло в зависимость, которая подтолкнула к следующему шагу: ночной клубной жизни (разного рода тусовкам, вечеринкам) и, одновременно, индивидуальным или командным играм, а также участию в чемпионатах. И первое, и второе предрасполагает к тому, что в твоей жизни появляются наркотики.
Уже в процессе игр я начинал употреблять быстрые наркотики («травку» и транквилизаторы), для достижения большей выносливости и внимательности.
Со временем мне уже было трудно говорить о чем-то другом, кроме как об играх, тусовках, наркотиках… Начиная играть, я и думать не мог, что превращусь в наркомана. Когда у тебя давление зашкаливает за 200, все тело (особенно мозг!) находится в жутком напряжении. Чтобы мозг работал еще интенсивнее, геймеры принимают разного рода стимуляторы. Каждый ведь хочет добиться максимального результата, а потому вынужден играть еще быстрее… А когда к этим стимуляторам постепенно привыкаешь, то уже не испытываешь былого кайфа. Более того, ты часто психуешь, и игра у тебя еще больше не задается. Тогда, в один прекрасный момент, ты становишься никем и тебя заменяет другой – он моложе и здоровее... Я знаю людей, которые не один раз участвовали в чемпионатах мира. Знаю большинство тех, кто добился серьезных результатов в киберспорте. Эти люди посвятили игре кто 7, кто 8, а кто 9 лет. И в итоге они, по сути, практически ничего серьезного в жизни не достигли. Просто стали потребителями «наркоты». Понимаете, геймеры очень часто живут в другом мире.
Но когда я прозрел, то понял: игры, клубы, наркотики украли 8 лет моей жизни – самых лучших лет!
А ведь перспективы вначале кажутся вполне радужными, когда 15-летний пацан только приходит в клуб. У него пока ничего нет, кроме стандартного девайса – мышки, клавы и наушников. Он видит, как круто играют другие. Он слышал про чемпионаты по компьютерным играм в разных дисциплинах, которые проходят как в Европе, так и в Азии. И он тоже хочет дорасти до такого уровня. Да, некоторые проходят отборочное сито – чемпионат в нашей стране – и идут дальше. Они летят на ЧМ и получают за победу 2-3 тысячи евро на пятерых. Вроде бы и за границей побывал, и на кармане 500 евро, и родители думают: «Вот какой у меня сын умный!» Но это – только фасад. А что в итоге, внутри? Один чемпионат сменяет другой, ты растешь в мастерстве и неумолимо взрослеешь, и, незаметно из 15-летнего подростка превращаешься в 22-25-летнего парня, который обществу, по большому счету, не нужен, поскольку как правило деградировал во всех остальных сферах жизни, кроме работы с мышью…
Если бы не Божья милость, думаю, что я бы вряд ли остался в живых. Бог сделал так, что по стечению обстоятельств я попал в реабилитационный центр.
Однажды пришлось ехать с «точки» с дозой наркотиков и водитель такси (не верующий) дал мне визитку этого заведения. И спустя полгода я уехал в Барановичи. К тому времени у меня возникли серьезные проблемы с милицией: я стоял на соответствующем учете из-за участия в распространении наркотиков, и на горизонте реально вырисовывалось тюремное заключение. Но по милости Божьей я попал на реабилитацию. Я ехал туда с твердым желанием: не возвращаться назад таким, каким меня все знали. Бог полностью перекроил мое сознание. Теперь я свободный человек. Именно реабцентре я понял, какова была моя самая главная проблема.
Я был очень гордым человеком и жаждал показать всем, насколько крут и силен в игре, насколько умен…
И дьявол использовал это стремление, всячески раздувая во мне гордыню. Он помогал мне полностью отделиться от любящих меня людей, чтобы потом разбить вдребезги и показать, кем я на самом деле являюсь: жалким неудачником и никчемной личностью. В Барановичах в реабцентре я услышал одну фразу, которая мне запала в душу: «Без Бога мы можем многое, с Богом мы можем все!» Если молодые люди выберут в качестве советчика не сверстника или какого-нибудь крутого геймера, а Иисуса Христа, то Он сможет вовремя подсказать, когда ваше увлечение подошло к опасной черте – т.е. грозит перерасти в зависимость. Бог также дарует вам понимание, чем на самом деле следует увлекаться в жизни, чтобы не стать клиентом реабцентров или психологов. Тем более, что с развитием современных технологий разработчики компьютерных игр уже сейчас начинают делать такие «предложения» для геймеров всех возрастов (от детей до бабушек с дедушками), от которых ну о-о-очень тяжело отказаться. Только представьте: любой интерес может быть удовлетворен, любой! Это при том, что железной силой воли могут похвастаться немногие, а если даже в отношении виртуальной реальности кто-то и проявит геройскую стойкость, сатана найдет другую слабину: подкинет такое увлечение, которому вы в реале противостоять не сможете…
Блиц-интервью
– В играх достаточно много элементов магии: разного рода заклинаний, магических инструментов. Могут ли эти вещи подтолкнуть геймера к изучению магии на более серьезном уровне?
– Думаю, что у подростков это может вызывать определенный интерес. Человек как бы походя, незаметно погружается в такие вещи, и порой начинает верить в силу различных талисманов. Я, например, покупал некоторые статуэтки и верил, что в жизни это мне как-то поможет.
– А насколько важен контроль тех же родителей для того, чтобы не дать увлечению перейти в зависимость?
– Мне мама даже еду в комнату приносила. Она по-своему хотела, чтобы у меня все было хорошо, но на самом деле все было плохо. В такой период детям нужно уделять много внимания, проявляя и такт, и уважение. Нужно терпеливо им показывать, что в жизни действительно является важным. Первые признаки тревоги нужно проявить, когда увлечение переходит в зависимость: это активное несогласие подростка выключить компьютер, это его уверения, что он сам способен контролировать ситуацию, это резкая смена настроения, вспышки гнева и т.п. Правило «Пусть дома за монитором – лишь бы не на улице» – не самый лучший вариант. Главное запретами не перегнуть палку. Родителям нужно регулярно предлагать альтернативные занятия, причем яркие, способные заинтересовать подростка: например, что-то вроде совместного велопохода или соревнования на картингах. Можно вместе поиграть в какие-то нормальные игры, которые развивают логику, память... Важно в детстве помочь ребенку начать реализовывать себя: музыка, спорт, шахматы, кружки разные. И когда он подрастет, то уже будет иметь какие-то цели в жизни. Подросток поймет, что глупо тратить время на то, что не приносит здоровья, серьезных денег, радости другим, а также не созидает его, как личность. В этом случае верующие тинейджеры имеют огромное преимущество. Ведь Бог им поможет (с помощью тех же мудрых родителей) правильно сориентироваться в окружающем (в том числе и виртуальном) мире; покажет, какие занятия принесут не пользу, а вред. Неверующим подросткам в этом плане сложнее: они пробуют все, что предлагается кем бы то ни было, и, как правило, выбирают то, что выбирает большинство.
– Стрелялки изначально были созданы для того, чтобы снять в мозгу военных блок на убийство. Видел ли ты, погружаясь в подобные игры, какие-нибудь изменения в собственном сознании, в отношении к людям?
– 100% это отражается на человеке. Появлялась некая жестокость в сердце, и это естественно. Например, на определенном отрезке компьютерной карты нужно разобраться с 5-ю противниками и у тебя всего 7 патронов. Их нужно отправить в головы каждому, и сделать это быстро и красиво – то есть, показать, что ты настоящий профессионал в виртуальной схватке. Эти постоянные убийства часто вызывали у меня психологические срывы или, если можно так назвать, некий мини-психоз, который я пытался заглушить алкоголем или наркотиками. Понятно, что если человек видит или делает долгое время одно и то же, он рано или поздно перестает обостренно реагировать на вещи, которые раньше могли бы его шокировать.