log

Несправедливость

Автор  Сергей Щербицкий

Тот, кто совершает несправедливость,

всегда более несчастлив,

чем тот, кто страдает от нее.

 Платон

 

Вероятно, нет на свете человека, который бы не замечал несправедливости устройства человеческого общества и хоть раз не ощутил бы всей ее «прелести» на себе. В советские времена гражданам на различных политинформациях доказывалась несостоятельность капиталистической модели общества. Много говорилось о несправедливости капиталистов по отношению к рабочему человеку в дореволюционный период: 16-часовой рабочий день, мизерная зарплата, никаких социальных гарантий и т.д. Но так получилось, что более справедливого устройства общества нам предложить не смогли, и теперь, когда отсеялась идеологическая шелуха, хорошо видно, что никто из руководителей СССР не был озабочен проблемой построения справедливого общества. Они создавали огромную империю, занимались индустриализацией страны, решали глобальные вопросы укрепления государства. Но государство – это не народ, это силовой механизм для управления людьми, который можно использовать по-разному, и потому многое зависит от тех людей, которые находятся у власти. Так вот, в нашем случае основой этого механизма было зло. Клевета и доносы, «враги народа», борьба не только с инакомыслием, но даже с простыми попытками думать, лагеря с бесчеловечными условиями содержания (кстати, если кто-то не знает, то саму идею концентрационных лагерей Гитлер позаимствовал в Советском Союзе). Труд, еще более рабский, чем был при царизме: к примеру, крестьяне работали вообще за трудодни и денег за работу не получали.

Конечно, в период от времен «красного террора» и до второй половины 80-х годов ХХ-го столетия эта модель правления претерпела определенные изменения в сторону некоторой либерализации и даже несколько очеловечилась, хоть идеи остались прежними. В конце эпохи правления коммунистов народ надеялся на то, что если они уйдут, жить станет лучше. Они «ушли», но лучше не стало. Надежды на то, что на смену придут честные и порядочные люди, не оправдались. А сейчас все больше склоняешься к мысли, что таковых и не существует вовсе, тем более в политике, где зачастую цель оправдывает средства. Справедливости в нашем обществе не прибавилось. И получается, что те, кто должен заботиться о благе народа, проявляют в основном заботу только о себе и своих близких. И поверьте, я не пишу в настоящий момент о нашей родине, много примеров тому мы видим за пределами Беларуси.

Нас, христиан, Господь через Писание предупреждает, чтобы мы были готовы к несправедливости, готовы к страданиям. Ведь о какой справедливости может идти речь, если приходится страдать за проповедь Евангелия, страдать безвинно, не совершая зла. Еще много есть таких мест на земле, где за чтение Библии, за проповедь любви Божьей можно потерять и свободу, и жизнь, хотя это сложно себе представить нам, привыкшим жить в условиях настоящей свободы. И поверьте, по сравнению с тем, что происходит там, наша свобода не выглядит такой игрушечной, как мы видим ее изнутри.

Кажется, что большей несправедливости и быть не может, как пострадать за проповедь Евангелия. Но страдания преданного Господу человека много значат для Создателя. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1-е Пет. 2:19-20). Сам Господь претерпел наибольшую несправедливость, которая вообще возможна - это осуждение и распятие Его, невинного, безгрешного, оболганного. Даже Понтий Пилат, который, согласно историческим данным, дошедшим до нас, был человеком безжалостным и, выражаясь современным языком, коррумпированным, осознавал, насколько несправедливы были первосвященники по отношению к Иисусу. И, вероятно, одним из сильнейших эмоциональных переживаний Господа в тот момент было мучительное осознание того, что для многих людей, не сумевших отличить ложь от истины и кричавших: «Распни!», Его жертва была напрасной.

Но давайте перейдем от глобальной несправедливости к мелкой, бытовой. У Иосифа Бродского в одном из стихотворений города названы «поделенными на жадность», на жадность живущих в них людей. Я бы сказал больше: весь мир поделен на жадность, на амбиции, на гордость каждого. И не мудрено, что человеческие жадность, гордость, амбициозность приводят к конфликтам. Даже если вы не хотите никого обидеть, то это не значит, что нет тех, кто не захотят обидеть вас. Ведь очень многие люди свои эгоистические интересы ставят выше интересов других и свою неправду прячут за высокопарными словами. Если война выиграна, никто не считает, сколько вражеских деревень выжжено дотла. Победителей не судят. Этот принцип срабатывает и во время военных конфликтов и в политике, ведь на выборах все средства хороши, только бы заполучить вожделенную власть или удержаться у «кормушки». Но на самом деле даже победителям есть судья – Бог. И Он спросит за каждого униженного, за каждого оскорбленного, Он не забудет ни одну слезу, для Него нет незначительных людей и нет лишних жизней. Он не смотрит на чины, для Него нет дипломатической или иной неприкосновенности, Он нелицеприятен, и от Него не откупишься. Мы все очень восприимчивы к несправедливости, проявленной по отношению к нам, долго помним перенесенные обиды, но все же со временем склонны их забывать, поскольку жить с таким грузом никому не под силу. Так вот, мы можем забыть, а Бог не забудет ни одну нашу слезу.

«Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2-е Пет. 3:13). Если коснуться этимологии русского слова «справедливость», то находим очевидную связь со словом «правда» и родственным ему словом «праведность». Так вот, что касается нового неба и новой земли, то несправедливости там не будет вовсе, она умрет как порождение человеческого общества. Но пока существует эта старая земля, мы на ней сталкиваемся с несправедливостью почти на каждом шагу. Несправедливость мнений и суждений человека о человеке, несправедливые поступки, вполне приемлемые с точки зрения мира и совершенно неприемлемые с точки зрения Бога...

Я не буду больше продолжать, оставлю только каркас, а остальное пусть каждый додумает сам… Это сродни загадке в детском журнале, где надо соединить линиями точки, обозначенные цифрами, чтобы получить рисунок. И если каждый раз, соединяя точки линией, мы будем получать четкую картинку неправды, то чувство того, что мы несправедливы к кому-то, будет оставлять липкий след в душе. Так дай нам Бог сил суметь остановиться и покаяться. И дай нам Бог мудрости всегда осознавать, где мы раним другого. Грань эта так тонка.

Другие материалы в этой категории: « Исповедь матерей Подарок от Господа »

Оставить комментарий





Последние статьи