— Вы занимаетесь программами реабилитации. Существует ли что‑то, что может раз и навсегда изменить характер и мировоззрение человека?
— Нам нужно каждый день делать правильный выбор, принимать верные решения. Если вы спросите, есть ли люди, которые изменились раз и навсегда, то отвечу: да, есть такие. Я знаю людей, которые свободны от наркотиков уже более 30 лет. Не знаю, можно ли назвать это освобождением навсегда. Всё зависит от них самих, ведь всем нам известно, жизнь — это не просто череда событий, это процесс. Нам всем нужен процесс изменения, обновления и роста.
— Как долго может длиться процесс реабилитации?
— В центре Тин Челлендж реабилитацию проходят от года до полутора лет. С людьми, которые приходят к нам в центр, мы делимся новым типом мышления и действий. Мы говорим им о том, что сила Божья способна освободить их от ярма зависимости. Но для того, чтобы сохранить чудо освобождения, нужно ходить его путями. Я знаю многих людей, которые получили свободу от зависимости, но вернулись к прежнему образу жизни, потому что не захотели идти новым путём. Христос не только дверь, Он ещё и путь. Мы проходим через эту дверь, чтобы получить освобождение. Реабилитация — это процесс, требующий постоянного следования за Богом, изменения и обновления.
— Получается, что человек меняется, если встречается с яркой личностью (в данном случае с Иисусом Христом) или если происходит какое-то яркое событие? Произошло ли какое-либо яркое событие в вашей жизни, после которого вы решили поменять свой образ жизни, характер и решили заниматься реабилитацией?
— Я сам никогда не был наркозависимым, не выпивал спиртное и даже никогда не курил. Причина, по которой я стал заниматься реабилитацией, была только одна — я посмотрел на наркозависимых людей глазами Бога, так, как Он их видит. Ведь человек чаще всего видит снаружи, а Бог проникает внутрь человека. Я полюбил этих людей и поверил, что они могут получить освобождение. Также я понял, что для людей, имеющих зависимость от алкоголя, наркотиков или занимающихся проституцией, самое важное — понимать, что их любят. Это для них важнее, чем принципы, правила или религия. Они просто должны знать, что их любят. Любовь Бога является ответом для всего человечества.
— Почему в реабилитационных центрах такие жёсткие правила?
— За всеми правилами стоят определённые принципы, которые направлены на созидание нового пути, нового образа действий, мыслей. Например, в центре Тин Челлендж дверь всегда открыта. Если кто‑то хочет уйти, ему никто не запрещает. Но те, кто видит ценность принципов и правил, остаются. Они осознают, что эти правила существуют для их блага, благодаря им люди в реабилитационных центрах в тридцати-сорокалетнем возрасте учат то же, что и подростки двенадцати-тринадцати лет. Например, первое правило в центре Тин Челлендж — ты обязан работать. Почему? Потому что реальная жизнь всегда подразумевает работу. Только те, кто работает, будут иметь пищу на своём столе и смогут оплачивать свои счета. Ещё одно важное правило — нужно всё начинать и оканчивать вовремя, в определённое время. Всё это направлено на то, чтобы помочь людям принять или осознать новый образ жизни. Те, кто не понимает необходимости этих правил, считая, что мы чего-то требуем от них сверх сил, не остаются в центре, уходят.
— Получается парадокс: для того, чтобы обрести свободу, нужно следовать правилам, постоянно ограничивая себя во всём?
— Да, это парадокс. Когда ты думаешь, что ты свободен, что можешь идти и что то делать, то очень скоро обнаружишь, что ты зависим.
— Как вы считаете, можно ли наркотик считать заменителем духовных переживаний?
— Люди ищут духовных переживаний. Можно найти людей, которые гораздо больше жаждут Бога в барах, на улицах, чем в некоторых церквях. Многие прихожане находятся в церкви ради религии, из за страха и просто «болтаются» по церкви. Очень многие люди на улице действительно ищут истину. Они ищут духовных переживаний, а находят заменители в виде наркотиков, алкоголя, секса. Но только через личные отношения с Богом люди могут получить настоящие духовные переживания.
— История христианства показывает, что в Европе довольно много религиозных символов, т. е. христианство пришло в Европу давно. Почему же люди ищут духовных переживаний? Может быть, Европа становится всё более прагматичной, как Америка, например?
— Проблема в том, что Европа живёт не отношениями с Богом, а традициями. Если мне нужен хлеб, я иду в пекарню, если бензин — иду на заправку, если молоко — иду в магазин, где его продают. Если хочу купить машину, иду к дилеру в автосалон. Я тоже хотел бы знать, почему люди хотят знать Бога, но не идут в церковь? Но верю, что Бог начинает что-то новое в очень многих местах. Бог начинает говорить к Европе. Мы увидим церковь в Европе такой, какой она никогда не была. Люди будут находить Бога в церкви, а также вне её стен.
— В европейских фильмах часто показывают, что люди таких творческих профессий, как художник, писатель, музыкант наиболее подвержены зависимости, так как они очень тонко чувствуют духовный мир и занимаются духовным поиском, как никто другой. Были ли в вашем реабилитационном центре такие люди?
— В настоящее время наркотик настолько распространён на всех уровнях общества, что доступ к нему имеют все социальные группы. Художники, певцы и музыканты — талантливые люди. Вообще только чувствительные люди могут быть успешными в таких направлениях, как музыка и т. д. Конечно, у них может встречаться потенциальная предрасположенность к использованию наркотиков. Но нельзя говорить, что все художники и музыканты зависимы от наркотиков. К нам в центр такие люди не обращались. Вообще известные люди, если они страдают зависимостью от алкоголя или наркотиков, едут в дорогие реабилитационные центры, обычно за пределы своей страны, не желая, чтобы об их проблеме кто ни будь узнал. Для них неприемлема «дурная» слава, ведь они рискуют своим именем, популярностью. В течение многих лет работы центра к нам попадали люди из важных и очень состоятельных семей. Они были наслышаны о результативности работы Тин Челлендж и отправляли своих родственников к нам в центр. Например, в данный момент реабилитацию проходит женщина, которая занимает неплохое положение в органах власти.
— Что такое отцовство в вашем понимании?
— Отцовство необходимо для того, чтобы наша жизнь была спокойной и ровной, и особенно оно важно для эмоциональной сферы. Благодаря отцу дети получают чувство защищённости, смелость, чтобы идти вперёд, способность говорить «да» и «нет». От матерей мы обычно получаем заботу, любовь, поддержку, но именно от отцов получаем чувство безопасности и силу принятия самих себя.
— Насколько присутствует духовное отцовство в реабилитации?
— Отцовство имеет большое значение в восстановительном процессе. Очень многие люди, которые прошли нашу программу реабилитации, называли многих руководителей и сотрудников центра своими духовными отцами. И что более важно, они, пройдя реабилитацию, встретили не просто всемогущего Бога, а любящего Отца. Иисус сказал Своим ученикам: «Не буду уже называть вас рабами или слугами, назову друзьями». Очень важно знать Бога и как друга, и как Отца, который нас любит. Хорошо знать Бога, освобождающего от наркотической зависимости, но только через отношения с нашим Другом и любящим Отцом мы можем быть победителями.
В 1987 году пастор Жоао Мартинес окончил обучение по специальности «Теология и христианское образование» в Монте Эсперанса — Библейском институте в г. Фаньойнш, Португалия. В том же году он начал работать наставником в центре реабилитации «Тин Челлендж». Через некоторое время он возглавил евангелизационную команду «Тин Челлендж», которая называлась «Операция Иисус». В январе 1991 года он приступил к обязанностям директора первого кризисного центра реабилитации «Тин Челлендж» для мужчин в г. Лурел-Синтра, а в июле того же года возглавил служение «Тин Челлендж» в Португалии в целом. В 2007 году он завершил обучение в университете по специальности «Психология». Служит пастором церкви в Лиссабоне. В настоящее время португальское служение «Тин Челлендж» принимает активное участие в открытии центров в странах Африки, таких как Ангола и Гвинея-Биссау .